Таможенный аудит лицензия на экспорт
Всемирная таможенная организация лицензия на экспорт в качестве ключевого элемента повышения качества, упрощения и гармонизации таможенного администрирования уже почти 20 лет рекомендует национальным таможенным органам применять принцип переноса таможенного контроля на этап после выпуска товаров и использовать при его проведении общепринятые стандарты аудита. Во ВТамО уточняют, что эффективность такого подхода зафиксирована и подтверждена участниками Киотской конвенции 1999 года в Стандарте 6.6: Таможенный контроль на основе методов аудита.
Уточню, что понятие «Таможенный аудит», о котором речь пойдет в данной статье, в России пока не закрепленное законодательно. Однако с недавних пор оно широко употребляется применительно к сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Сегодня уже не вызывает сомнения, что основные принципы таможенного аудита как отдельного вида деятельности могут быть полностью реализованы на национальном уровне.
Применительно к ВЭД он представляет собой проводимую по некоему специальному заданию аудиторскую проверку финансовой отчетности и хозяйственных операций организаций и/или индивидуальных предпринимателей, имеющих отношение к работе с товарами, перемещаемыми через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Кроме того, в ряде случаев в данный перечень может входить и оказание юридической помощи в сфере ВЭД.
При этом к результатам такой проверки должно быть абсолютно независимое и непредвзятое мнение об их достоверности и полном соответствии действующим нормам таможенного, налогового и валютного законодательства во всех существенных аспектах.
Именно широкое применение таких подходов в ключевых сферах таможенного регулирования, как система управления рисков (СУР), категорирование участников ВЭД, постконтроль, позволило 28 странам Европейского союза (ЕС) создать эффективную систему взаимодействия таможенных органов государств-членов – CIS (Customs Information System).
Сегодня только таможенный аудит, внедряемый или уже применяемый таможенными органами других стран, позволяет вступившим в совместные таможенные правоотношения сторонам иметь реальную и объективную картину финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании - участника ВЭД. Правомерность этого постулата доказана опытом таких стран, как Сингапур и Новая Зеландия. В 2016-2017 годах Всемирный банк признавал их лучшими по организации международной торговли.
Приходится с сожалением констатировать, что такой современный и признанный Киотской конвенцией 1999 года подход к таможенному контролю после выпуска товаров в общей системе таможенного администрирования не https://www.ifcg.ru/services/docs/tr/csr/ зафиксирован в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), вступившем в силу с 1 января 2018 года.
Сейчас этот кодифицированный нормативно-правовой акт регулирует отношения при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, объединяющего Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию и Россию. По мнению экспертов, отсутствие в нем понятия «Таможенный аудит» уже вскоре может обернуться коллапсом в сфере таможенного регулирования.