Маркировка нотификация
Противники маркировки товаров нотификация неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский финансовый институт» (далее - НИФИ). Его специалисты провели комплексное исследование последствий от повсеместного внедрения контрольных меток и дали отрицательное заключение.
Из него следует, что предлагаемое введение цифрового маркирования товаров в России приведет к негативным экономическим эффектам для бизнеса и для потребителей. В результате реализации проекта у первых существенно увеличатся издержки, а у вторых вырастут расходы из-за роста цен на маркируемую продукцию. Как отмечают специалисты, исследования, которые проводят эксперты НИФИ, имеют реальную ценность и вес. Дело в том, что учредителем института является Министерство финансов Российской Федерации. Общественная миссия НИФИ заключается в содействии «устойчивому развитию экономики России и, как следствие, в поддержке процессов, направленных на финансовое процветание ее граждан».
Ключевой стратегической целью НИФИ является обеспечение руководства, директоров департаментов и сотрудников Минфина своевременными и качественными результатами научно-исследовательских работ и экспертными заключениями по актуальным вопросам, отнесенным к компетенции ведомства. Соответственно, отрицательное заключение по тому или иному проекту является для него своего рода «черной меткой», которую министерство вряд ли станет полностью игнорировать. Правда, на сегодня пока нет никаких реальных подтверждений тому, что в ближайшей перспективе в планах правительства по введению обязательной маркировки для предпринимателей произойдут положительные подвижки.
Как уже отмечалось, НИФИ признал предлагаемый вариант маркировки непригодным для реализации. Из представленного заключения следует, что «в особой группе риска будет находиться малый бизнес, не обладающий достаточными финансовыми ресурсами для осуществления расходов». Также было отмечено, что предложенный авторами идеи маркирования вариант соглашения о государственно-частном партнерстве (ГЧП) «не содержит каких-либо инвестиционных обязательств частного партнера».
Напомним, что оператором системы мониторинга товаров фактически без проведения какого-либо конкурса стало ООО «Оператор-ЦРПТ» (Центр развития перспективных технологий). Это по большому счету частная компания, в которой 50% принадлежит структурам миллиардера Алишера Усманова, а вторую половину делят госкорпорация «Ростех» и управляющий партнер Almaz Capital Partners Александр Галицкий.
Эксперты уточняют, что в качестве одного из критериев эффективности проекта ГЧП являются налоговые доходы федерального бюджета. Участники проекта по маркировке сообщили, что в случае его реализации за 2019-2024 годы они должны составить не менее 439 млн рублей. Однако, как посчитали в НИФИ, в данном случае не были определены «положительные налоговые эффекты от снижения контрафакта», а вот выгода участников четко просматривается.
Только за первые 11 лет работы выручка оператора системы маркирования, как показывают предварительные оценки, может составить 3,9 трлн рублей. В то же время, подчеркивают эксперты, «цифровое маркирование товаров не приведет к фактическому росту налоговых доходов для бюджетной системы. Краткосрочный положительный бюджетный эффект прироста доходов будет вызван исключительно увеличением налоговой базы в связи с переложением расходов на маркировку в конечные цены товаров («налог на налог»).
От маркировки выиграют производители и продавцы товаров, работающие в «белой зоне» и занимающие доминирующее положение на тех рынках, на которых присутствует высокий уровень фальсификата, поскольку они смогут увеличить свою долю рынка и переложить расходы на маркировку на потребителей, а также получить конкурентное преимущество за счет увеличения издержек прочих игроков рынка».